ВНИИЖГ

Во ВНИИЖГ до сих пор сохранилась лаборатория, созданная Е.Б Рабкиным (при нем это был отдел).

Статья 2006 г. о лаборатории и о самом Е.Б. Рабкине. pdf

Т.Л. Соснова летом 2012 ушла на пенсию.

Удивило, что в лаборатории есть и до сих пор работают 2 античных аномалоскопа

(АСР Рабкина, АН-59 Раутиана).

Есть и современный аномалоскоп фирмы Oculus HMC-Anomaloscope.

Благодаря любезности Е.А. Бухаревой, я посмотрел во все эти аномалоскопы!

Ну что сказать. Во всех полуполя видно плохо. Самое неудачное во всех конструкциях, что при смещении глаза

в сторону баланс полуполей нарушается.

Также в лаборатории есть правильное издание таблиц Е.Б. Рабкина, есть таблицы Ишихара.

Есть еще и другие таблицы, которых больше нет нигде - может быть, это таблицы Штиллинга, Фельхагена.

(Это полезно для разоблачения дальтоников, которые заучивают таблицы Рабкина).

Вообще, отношение к дальтоникам в лаборатории - отрицательное. Это можно понять, так как туда приходят люди, которым

ради сохранения профессии необходимо получить положительное заключение лаборатории, а на плановой медкомиссии

они уже засыпались. И они готовы на все. На западе для этой цели применяют специальные контактные линзы,

но это весьма дорого, у нас пока не развито.

Мой самодиагноз - сильная протаномалия (тип А) - подтвердился исследованиями на аномалоскопах и по таблицам.

Изумление вызвало то, что в лаборатории уже много лет тренируют цветовое зрение

аномальных трихроматов легкой (тип C) и средней (тип B) степени.

В результате тренировки из B получается C, а из C - нормальный трихромат.

Эффект тренировки держится больше 1 года.

Полагаю, что эта методика уникальна и нигде в мире такого нет (может быть, я ошибаюсь?).

Предполагаю, что методика тренировки цветоразличения была придумана Е.Б. Рабкиным или, что кажется менее вероятным, Т.Л. Сосновой.

Исходно - это статья 1974 года (см. Е.Б. Рабкин, [5]).

После смерти Е.Б Рабкина в 1981 г. (подпись на фотопортрете) разработка методики тренировки цветового зрения продолжилась.

Авт. Свид. №1697797 « Способ улучшения цветоразличительной функции у лиц с врожденными расстройствами цветового зрения» (Т.Л. Соснова, Н.М. Соломатина, Е.Л. Баранова) – 15.08. 1991 г. pdf

Т.Л. Соснова, Е.Л. Баранова, Е.А Бухарева. Пигментный метод тренировки цветного зрения для реабилитации железнодорожников с врожденными расстройствами цветоощущения//Медицина труда и промышленная экология. - 1995. - №2. - С.28-31. pdf

Название статьи уже веселенькое. Что это за железнодорожники-дальтоники такие? Кто их подпустил к локомотивам?

Оказывается, "К работе на железнодорожном транспорте" "в ряде профессий и должностей" допускаются "лица, имеющие врожденные

нарушения цветоразличения в виде аномальной трихромазии легкой и средней степени (протаномалия и дейтераномалия типов C и B)".

То есть, к локомотивам их никто не допускает. Уже легче.

Так зачем же их тренировать?

Оказывается, "производственные нагрузки и неблагоприятные факторы производственной среды вызывают снижение цветовой чувствительности".

Ну и что? К локомотивам же их не допускают. Или все-таки допускают?

В этой статье нет ссылки на статью (Е.Б. Рабкин, [5]), хотя Т.Л. Соснова и там, и там была в соавторах.

Однако в этой статье по сравнению с [5] проведены исследования с большой группой испытуемых (101 человек),

так что будет разумным считать, что Т.Л. Соснова с сотрудниками значительно развила и апробировала метод тренировки.

В этой статье описана тренировка только аномалов легкой и средней степени.

А в статье [5] наоборот, упоминается только один "испытуемый С.А. - дейтераномал типа А".

У которого экспериментаторы путем тренировки добились "расшатывания систем восприятия". Бедный!

Меня почему это волнует? Потому что я - протаномал типа А.

Работает эта обкатанная методика тренировки для меня или нет?

Е.А. Бухарева с большим сомнением предложила меня потренировать по их методике.

Я отказался, заявив, что потренируюсь по своей.