ВНИИЖГ
Во ВНИИЖГ до сих пор сохранилась лаборатория, созданная Е.Б Рабкиным (при нем это был отдел).
Статья 2006 г. о лаборатории и о самом Е.Б. Рабкине. pdf
Т.Л. Соснова летом 2012 ушла на пенсию.
Удивило, что в лаборатории есть и до сих пор работают 2 античных аномалоскопа
(АСР Рабкина, АН-59 Раутиана).
Есть и современный аномалоскоп фирмы Oculus HMC-Anomaloscope.
Благодаря любезности Е.А. Бухаревой, я посмотрел во все эти аномалоскопы!
Ну что сказать. Во всех полуполя видно плохо. Самое неудачное во всех конструкциях, что при смещении глаза
в сторону баланс полуполей нарушается.
Также в лаборатории есть правильное издание таблиц Е.Б. Рабкина, есть таблицы Ишихара.
Есть еще и другие таблицы, которых больше нет нигде - может быть, это таблицы Штиллинга, Фельхагена.
(Это полезно для разоблачения дальтоников, которые заучивают таблицы Рабкина).
Вообще, отношение к дальтоникам в лаборатории - отрицательное. Это можно понять, так как туда приходят люди, которым
ради сохранения профессии необходимо получить положительное заключение лаборатории, а на плановой медкомиссии
они уже засыпались. И они готовы на все. На западе для этой цели применяют специальные контактные линзы,
но это весьма дорого, у нас пока не развито.
Мой самодиагноз - сильная протаномалия (тип А) - подтвердился исследованиями на аномалоскопах и по таблицам.
Изумление вызвало то, что в лаборатории уже много лет тренируют цветовое зрение
аномальных трихроматов легкой (тип C) и средней (тип B) степени.
В результате тренировки из B получается C, а из C - нормальный трихромат.
Эффект тренировки держится больше 1 года.
Полагаю, что эта методика уникальна и нигде в мире такого нет (может быть, я ошибаюсь?).
Предполагаю, что методика тренировки цветоразличения была придумана Е.Б. Рабкиным или, что кажется менее вероятным, Т.Л. Сосновой.
Исходно - это статья 1974 года (см. Е.Б. Рабкин, [5]).
После смерти Е.Б Рабкина в 1981 г. (подпись на фотопортрете) разработка методики тренировки цветового зрения продолжилась.
Авт. Свид. №1697797 « Способ улучшения цветоразличительной функции у лиц с врожденными расстройствами цветового зрения» (Т.Л. Соснова, Н.М. Соломатина, Е.Л. Баранова) – 15.08. 1991 г. pdf
Т.Л. Соснова, Е.Л. Баранова, Е.А Бухарева. Пигментный метод тренировки цветного зрения для реабилитации железнодорожников с врожденными расстройствами цветоощущения//Медицина труда и промышленная экология. - 1995. - №2. - С.28-31. pdf
Название статьи уже веселенькое. Что это за железнодорожники-дальтоники такие? Кто их подпустил к локомотивам?
Оказывается, "К работе на железнодорожном транспорте" "в ряде профессий и должностей" допускаются "лица, имеющие врожденные
нарушения цветоразличения в виде аномальной трихромазии легкой и средней степени (протаномалия и дейтераномалия типов C и B)".
То есть, к локомотивам их никто не допускает. Уже легче.
Так зачем же их тренировать?
Оказывается, "производственные нагрузки и неблагоприятные факторы производственной среды вызывают снижение цветовой чувствительности".
Ну и что? К локомотивам же их не допускают. Или все-таки допускают?
В этой статье нет ссылки на статью (Е.Б. Рабкин, [5]), хотя Т.Л. Соснова и там, и там была в соавторах.
Однако в этой статье по сравнению с [5] проведены исследования с большой группой испытуемых (101 человек),
так что будет разумным считать, что Т.Л. Соснова с сотрудниками значительно развила и апробировала метод тренировки.
В этой статье описана тренировка только аномалов легкой и средней степени.
А в статье [5] наоборот, упоминается только один "испытуемый С.А. - дейтераномал типа А".
У которого экспериментаторы путем тренировки добились "расшатывания систем восприятия". Бедный!
Меня почему это волнует? Потому что я - протаномал типа А.
Работает эта обкатанная методика тренировки для меня или нет?
Е.А. Бухарева с большим сомнением предложила меня потренировать по их методике.
Я отказался, заявив, что потренируюсь по своей.